?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Прошу помощи зала!

Уважаемые друзья, единомышленники, сочувствующие, а также оппоненты, в общем, все, кого волнует вопрос по строительству дороги в Хибинах для транспортировки руды с месторождения «Партомчорр»! У меня к Вам большая просьба!
Когда стало ясно, что МинПрироды не может (или не хочет) разрешить ситуацию с выбором варианта транспортировки руды, не исключающего создание национального парка, совместно с WWF была сделана еще одна попытка обсудить ситуацию с руководством «Северо-Западной Фосфорной Компании» и «Акрона». Такая встреча состоялась 15 февраля, 20 февраля некоторые участники этого обсуждения встретились повторно.
Выбор, с точки зрения руководства «СЗФК» и «Акрона», сводится к двум вариантам.
1. Транспортировка через Умбозерский перевал по конвейеру (канатно-ленточному транспортеру). Автомобильная дорога через Умбозерский перевал в этом случае все равно строится, но используется только для заброски строительной техники и горного оборудования для строительства рудника, а в дальнейшем – для завоза рабочих на рудник. Рудник подземный. Хвосты выкладываются в хвостохранилище на «Оленьем ручье». Национальный парк создавать невозможно, пока не будет спроектирован конвейер (и еще ЛЭП для обеспечения рудника электроэнергией). Так как транспортировки руды по дороге не будет, то «СЗФК» требуется отсрочка в лицензионном соглашении на три года, чтобы построить и запустить конвейер.
2. Транспортировка на северо-запад к станции Имандра. В районе Партомчора будет размещен ГОК полного цикла, к северу буде создано новое крупное хвостохранилище. Карьер при этом предполагается открытый. Дорога через Умбозерский перевал в этой ситуации тоже будет, она будет использоваться только для заброски строительной техники и горного оборудования для строительства рудника, после этого она передается национальному парку.
Поскольку выбор из этих двух вариантов напоминает выбор, предлагаемый Прокрустом – укоротить человека при помощи меча или со стороны ног, или со стороны головы, то обсуждается третий вариант.
3. В этом варианте общественные природоохранные организации заявляют о нецелесообразности создания национального парка «Хибины» при предлагаемом выборе. Совокупное воздействие рудников и созданного национального парка на природный туризм может стать таким, что для десятков тысяч туристов «врагом» станут не только непродуманные рудники, но и фиктивный национальный парк с вполне реальными ограничениями на пребывание. Это нанесет в глазах людей такой удар по самой идее заповедников и национальных парков, что сохранение недобитых остатков Хибинской природы не стоят того. Оставшиеся природные ценности можно спасти созданием 3-4 памятников природы, а туристам придется приспосабливаться только к рудникам…
Моя просьба заключается в том, чтобы все заинтересованные обозначили свое мнение. То есть я прошу выбрать один из трех вариантов с пояснением своих мотивов или предложить сой вариант (но свой вариант предлагайте, пожалуйста, с обоснованием). Мнения прошу писать или в моем живом журнале, или под этой просьбой «В контакте» и на Facebook’е. Я попытаюсь разместить эту запись на Opentown’е и на Bloger51 – мнения там я тоже буду отслеживать. Ваши мнения хотелось бы видет до серидины дня 26 февраля – 27 февраля у нас буде встреча, на которой один из вариантов будет выбран. Еще раз подчеркну, что интересны и важны мнения не только единомышленников, но и оппонентов. И, пожалуйста, при вынесении предложений не переходите на личности – мы обсуждаем решение ситуации, а не качества отдельных людей.
Сразу напишу, к какому мнению сейчас склоняюсь я. Если во втором варианте удастся исключить открытый рудник и добиться завоза оборудования для рудника и ГОКа от станции Имандра, то к нему, так как считаю потерю под хвостохранилище даже значительной площади малоценных сосновых молодняков по рубкам и гарям меньшим злом, чем потерю имеющего высочайшую природоохранную и рекреационную ценность Умбозерского перевала. К сожалению, выполнение этих двух условий почти исключено. По утверждению руководства компании открытый карьер существенно дешевле подземного рудника (хотя в документах на сайте компании утверждается противоположно), а поскольку строительство ГОКа полного цикла – это «единовременные затраты», то его будут пытаться удешевить всеми способами. А завоз оборудования для рудника и ГОКа от станции Имандра невозможен, так как по утверждению компании «ГОК можно строить только с автомобильной дороги», а такую дорог получится проложить только через фабрику и хвостохранилище  «Апатита». Но у двух компаний даже по незначительным пересечениям инфраструктуры договариваться не получалось, а здесь пересечение инфраструктуры отнюдь не незначительное… Ну а таком случае я предпочту выйти из дальнейших переговоров – пусть оппоненты торжествуют победу над «неконструктивными экологами» и «неуравновешенными экстремистами», пытавшимися путем создания осмысленного национального парка «Хибины» «загнать человечество в пещеры».
Но еще раз повторюсь:

Ваше мнение очень важно, оно может повлиять на позицию «Кольского центра охраны дикой природы» в процессе переговоров.
Да, специально не делаю возможности голосования, поскольку важен не голос, а обозначенная откомментированная позиция.
Спасибо!

Comments

2_travellers
Feb. 25th, 2013 07:29 am (UTC)
На данный момент ситуация выглядит примерно так: СЗФК плюя на здравый смысл, природу, туристов и даже собственную технологичность процесса (это поясню позже) , правдами и неправдами пробивают самый дешевый на их взгляд вариант - короткой дороги через умбозерский перевал. Все вопросы о альтернативах вызывают угрозы - типа не Умбозерский, так мы вам тут устроим открытый рудник, и все вокруг займем хвостами... Есть мнение, что люди в азарте битвы совсем не хотят думать, причем даже о собственных интересах. Весь этот рудник - целая куча непродуманностей. Откуда брать электричество, куда и как везти руду, где брать рабочих для работы на руднике, как вписать производство в планируемый нацпарк... Кратчайший путь через Умбозерский перевал - это иллюзия экономической целесообразности и авантюра. Долина Каскаснюнйока имеет длинные узкие части, которые весной полностью затапливаются половодьем. Умбозерский перевал имеет на входе с восточной стороны колоссальный лавинный очаг, который опустошается по моим наблюдениям до 5 раз за зиму гигантскими лавинами. Лэп по этой долине прокладывать нельзя, возить людей тоже нельзя. Конвеер - ну это то мы все понимаем - просто предлог построить дорогу - эдакая стратегическая хитрость - построить дорогу для строительства конвеера, потом сказать, что с конвеером не получается и начать возить руду самосвалами..Так вот конвеер тоже нельзя. Из рассматриваемых вариантов (если уж никак не получается отменить разработку вообще) самый грамотный, технологичный и продуманный - протянуть ЛЭП от рудника Карнасурт по северным предгорьям (там нет ни лавин, ни паводков катастрофических), в том же технологическом коридоре проложить дорогу от Ревды для рабочих (Ревда имеет множество профессиональных горняков и кучу проблем с занятостью), а для вывоза руды соединить эту дорогу в районе северо восточного угла Хибин с автодорогой для вывоза руды на ГОК Олений Ручей. При таком раскладе получается: 1. задействованы существующие и незагруженные на сегодняшний день электросети Карнасурта, ЛЭП и автодорога объединены в одном коридоре, что удобно для эксплуатации, нет лавин, нет катастрофических паводков, есть реальная польза Области в виде обеспечения занятости жителей бедствующей Ревды и, самое главное минимизирован конфликт с планируемым национальным парком. Я очень надеюсь, что люди работающие над этой проблемой мой комментарий прочтут и подумают...

И еще, если через Умбозерский будет дорога - парк не имеет смысла вообще никакого. Допускать этого нельзя никоим образом

Edited at 2013-02-25 07:51 am (UTC)
nick_k56
Feb. 25th, 2013 03:50 pm (UTC)
"Из рассматриваемых вариантов (если уж никак не получается отменить разработку вообще) самый грамотный, технологичный и продуманный - протянуть ЛЭП от рудника Карнасурт по северным предгорьям (там нет ни лавин, ни паводков катастрофических), в том же технологическом коридоре проложить дорогу от Ревды для рабочих (Ревда имеет множество профессиональных горняков и кучу проблем с занятостью), а для вывоза руды соединить эту дорогу в районе северо восточного угла Хибин с автодорогой для вывоза руды на ГОК Олений Ручей."

Это было бы прекрасно, если бы не Симбозерский Закзник, земли саамов. Умб. перевал, конено, место прекрасное, но почему должны страдать другие не менее прекрасные места?
2_travellers
Feb. 25th, 2013 07:33 pm (UTC)
Другие, не менее прекрасные места страдать не должны!!! Я с этим совершенно согласен. Руководство страны, выдавшее лицензию на несчастный Партомчорр создало тупиковую ситуацию и сейчас речь идет о наименьшей жертве. Критериев много и очень многие, очень умные и глубоко уважаемые мною люди сейчас ломают головы над тем - чем в конце концов можно-таки поступиться.
Речь идет о территории не входящей в состав Симбозерского заказника. Технологический коридор под ЛЭП предлагается проложить южнее границ заказника, и лишь в одном месте ( в районе входа в долину Кунийока) возможно незначительное пересечение. Граница заказника может быть незначительно изменена - это обычная практика в таких ситуациях, тем более, что заказник позднее все равно планировалось включить в состав НП. В плане туризма, доступности, популярности и подобных критериев Северные склоны Хибин наименее ценные и в случае выбора между двух зол - однозначно это Северные склоны - тем более, что в этом случае нет губительного для целостности Хибинского (!!) НП расчленения и разрезания единой ГОРНОЙ территории. Саамы!? Дааа, круто! Ну тогда Хибины - это уж тем более саамские земли. В настоящий момент саамские угодья вместе с традиционным природопользованием существенно отжаты на восток Кольского полуострова. Очень жаль, что так получилось - виновата в этом в первую очередь промышленная освоенность транссекта Кандалакша-Апатиты-Монче-Оленегорск - Мурманск.
nick_k56
Feb. 25th, 2013 08:15 pm (UTC)
Тем не мение проблема отчуждение закрепленных за саамами земель - реальная проблема. Не только для востока. И все же не нужно путать понятия ''экология'' и ''туризм'' при оценках''ценности'' тех или иных природных комплексов. Например, Постельная губа... И чем.'маленькое пересечение' закзника лучше 'маленького пересечения' перевала? Тем болиее Вы предлагаете кроме ЛЭП еще идорогу проложит. То-то лосики рады будут.
Михаил Рыжов
Feb. 26th, 2013 05:44 am (UTC)
Речь идет не о "маленьком пересечении перевала", а о дороге через весь перевал и по всей долине Каскаснюнйока. А лосики - да, рады не будут в любом случае. Саамские организации уже высказывались - дорога через Умбозерский перевал для них неприемлема. Это, конечно, не значит, что они будут радостно приветствовать "северо-восточный вариант". Но для того и необходимо общественное обсуждение до принятия окончательных решений.
nick_k56
Feb. 26th, 2013 06:56 am (UTC)
Ребята, вы все-таки не теряйте голову. И не тасуйте факты и аргументы. Симбозерский заказник уже существует! И это особо охраняемая территория. И предлагать проложить через него дорогу, утверждая, что ничего страшного не произойдет, это такой же цинизм как и дорога через перевал.
Михаил Рыжов
Feb. 26th, 2013 07:08 am (UTC)
Существует, с этим никто и не спорит. И что ничего страшного с заказником не случится - тоже никто не утверждает. Просто предложена как вариант дорога между заказником и НП. И это не лучшее решение проблемы, про лучшее я выше написал.

Profile

petrov_v_n
petrov_v_n

Latest Month

January 2014
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow