?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Прошу помощи зала!

Уважаемые друзья, единомышленники, сочувствующие, а также оппоненты, в общем, все, кого волнует вопрос по строительству дороги в Хибинах для транспортировки руды с месторождения «Партомчорр»! У меня к Вам большая просьба!
Когда стало ясно, что МинПрироды не может (или не хочет) разрешить ситуацию с выбором варианта транспортировки руды, не исключающего создание национального парка, совместно с WWF была сделана еще одна попытка обсудить ситуацию с руководством «Северо-Западной Фосфорной Компании» и «Акрона». Такая встреча состоялась 15 февраля, 20 февраля некоторые участники этого обсуждения встретились повторно.
Выбор, с точки зрения руководства «СЗФК» и «Акрона», сводится к двум вариантам.
1. Транспортировка через Умбозерский перевал по конвейеру (канатно-ленточному транспортеру). Автомобильная дорога через Умбозерский перевал в этом случае все равно строится, но используется только для заброски строительной техники и горного оборудования для строительства рудника, а в дальнейшем – для завоза рабочих на рудник. Рудник подземный. Хвосты выкладываются в хвостохранилище на «Оленьем ручье». Национальный парк создавать невозможно, пока не будет спроектирован конвейер (и еще ЛЭП для обеспечения рудника электроэнергией). Так как транспортировки руды по дороге не будет, то «СЗФК» требуется отсрочка в лицензионном соглашении на три года, чтобы построить и запустить конвейер.
2. Транспортировка на северо-запад к станции Имандра. В районе Партомчора будет размещен ГОК полного цикла, к северу буде создано новое крупное хвостохранилище. Карьер при этом предполагается открытый. Дорога через Умбозерский перевал в этой ситуации тоже будет, она будет использоваться только для заброски строительной техники и горного оборудования для строительства рудника, после этого она передается национальному парку.
Поскольку выбор из этих двух вариантов напоминает выбор, предлагаемый Прокрустом – укоротить человека при помощи меча или со стороны ног, или со стороны головы, то обсуждается третий вариант.
3. В этом варианте общественные природоохранные организации заявляют о нецелесообразности создания национального парка «Хибины» при предлагаемом выборе. Совокупное воздействие рудников и созданного национального парка на природный туризм может стать таким, что для десятков тысяч туристов «врагом» станут не только непродуманные рудники, но и фиктивный национальный парк с вполне реальными ограничениями на пребывание. Это нанесет в глазах людей такой удар по самой идее заповедников и национальных парков, что сохранение недобитых остатков Хибинской природы не стоят того. Оставшиеся природные ценности можно спасти созданием 3-4 памятников природы, а туристам придется приспосабливаться только к рудникам…
Моя просьба заключается в том, чтобы все заинтересованные обозначили свое мнение. То есть я прошу выбрать один из трех вариантов с пояснением своих мотивов или предложить сой вариант (но свой вариант предлагайте, пожалуйста, с обоснованием). Мнения прошу писать или в моем живом журнале, или под этой просьбой «В контакте» и на Facebook’е. Я попытаюсь разместить эту запись на Opentown’е и на Bloger51 – мнения там я тоже буду отслеживать. Ваши мнения хотелось бы видет до серидины дня 26 февраля – 27 февраля у нас буде встреча, на которой один из вариантов будет выбран. Еще раз подчеркну, что интересны и важны мнения не только единомышленников, но и оппонентов. И, пожалуйста, при вынесении предложений не переходите на личности – мы обсуждаем решение ситуации, а не качества отдельных людей.
Сразу напишу, к какому мнению сейчас склоняюсь я. Если во втором варианте удастся исключить открытый рудник и добиться завоза оборудования для рудника и ГОКа от станции Имандра, то к нему, так как считаю потерю под хвостохранилище даже значительной площади малоценных сосновых молодняков по рубкам и гарям меньшим злом, чем потерю имеющего высочайшую природоохранную и рекреационную ценность Умбозерского перевала. К сожалению, выполнение этих двух условий почти исключено. По утверждению руководства компании открытый карьер существенно дешевле подземного рудника (хотя в документах на сайте компании утверждается противоположно), а поскольку строительство ГОКа полного цикла – это «единовременные затраты», то его будут пытаться удешевить всеми способами. А завоз оборудования для рудника и ГОКа от станции Имандра невозможен, так как по утверждению компании «ГОК можно строить только с автомобильной дороги», а такую дорог получится проложить только через фабрику и хвостохранилище  «Апатита». Но у двух компаний даже по незначительным пересечениям инфраструктуры договариваться не получалось, а здесь пересечение инфраструктуры отнюдь не незначительное… Ну а таком случае я предпочту выйти из дальнейших переговоров – пусть оппоненты торжествуют победу над «неконструктивными экологами» и «неуравновешенными экстремистами», пытавшимися путем создания осмысленного национального парка «Хибины» «загнать человечество в пещеры».
Но еще раз повторюсь:

Ваше мнение очень важно, оно может повлиять на позицию «Кольского центра охраны дикой природы» в процессе переговоров.
Да, специально не делаю возможности голосования, поскольку важен не голос, а обозначенная откомментированная позиция.
Спасибо!

Comments

Михаил Рыжов
Feb. 25th, 2013 06:47 am (UTC)
Вариант № 3 (выход из процесса создания НП) неприемлем: оставшаяся западная часть Хибин под рекреационной нагрузкой долго не протянет. Очень скоро там появятся многочисленные дачки, турбазы, и тогда не то что национальный парк - любую ООПТ создать будет невозможно. Даже памятники природы – их просто затопчут.

Согласие и дальнейшая работа на «экологизацией» вариантов 1 и 2 – это как играть с шулером его колодой. «Ноосферный конвейер» - не решение проблемы: даже если дело дойдет до его строительства, к этому времени Умбозерский перевал, долины Каскаснюнйок и Тульйок будут убиты прокладкой дороги и ее последствиями.

Западный вариант дороги остается меньшим из зол, но, возможно, имеет смысл поторговаться из-за северо-восточного варианта дороги и вот почему. Все споры в последнее время ведутся из-за дорог, но неизвестно, каким образом компания намерена организовать электроснабжение рудника на Партомчорре. Зато известны намерения СЗФК спасти от безработицы если не всю Мурманскую область, то хотя бы традиционно горняцкие населенные пункты, например, Ревду. Несколько лет назад там закрылся Умбозерский рудник, неподалеку рудник Карнасурт еле дышит. А ЛЭП достаточной мощности к Умбозерскому руднику осталась. Ее возможно продлить до Партомчорра. Так как для этого неизбежно придется рубить просеку, то частично (в северной части Хибин) с этой просекой может совпасть северо-восточный вариант дороги. А ответвление от нее на Ревду решит вопрос с доставкой оттуда рабочей силы. Но с Ньюръяврами и бухтой Тульйилухт (как и с долиной Кунийок) тогда придется попрощаться.

Это имеет смысл только в том случае, если будет обеспечено опережающее создание национального парка в имеющихся проектных границах, если будет исключено любое движение людей и грузов (относящихся к руднику) через Умбозерский перевал и перевал Кукисвум. Если для этого необходимо продление лицензии – так компания уже в сроки не укладывается. Если же СЗФК будет решать вопрос с трудовыми ресурсами, как на ГОКе Олений Ручей, то ей и областным властям придется позаботиться о передислоцировании в Кировский район Мурманского ОМОНа: прошедшим летом он уже наведывался в Коашву из-за драк местных с приезжими.

nick_k56 прав том, что причина кризиса – искусственное разделение проектов. И в том, что нет исследований о влиянии на Куэльпорр, и в том, что рудничные воды неизбежно окажутся в Большой Имандре. Ее и так уже много лет травят с одной стороны Североникель, с другой – хвостохранилище «Апатита», с третьей добавится Партомчорр.
Чудная картина!:(

Так что оптимальное решение проблемы – это все же отзыв лицензии (что подтверждается участниками многочисленных обсуждений как в этой теме, так и в Фейсбуке, В Контакте и других ресурсах), и включение долины Кунийок в территорию НП «Хибины» - ведь это «перекресток» туристских маршрутов. Неудивительно, что СЗФК увернулась от общественных слушаний по партомчоррскому проекту (несмотря на многократно данные обещания). За компанией уже закрепился имидж «убийцы Хибин», ведь она в считанные годы собирается сделать то, чего не удалось «Апатиту» за 80 с лишним лет! Возврат лицензии избавляет СЗФК от этого имиджа (она пришла в регион «всерьез и надолго» или как?), избавляет «Акрон» от головной боли и огромных расходов, и снимает саму причину конфликта на несколько десятилетий вперед. Опять же – президент дал указание министру Донскому быть «построже» с недропользователями, и премьер идеей национальных парков вроде как проникся… И вообще год экологии на дворе! :)

А сказки о «продовольственной безопасности России» пусть менеджеры «Акрона» и СЗФК друг другу рассказывают. Как ни крути: нет лицензии – нет проблемы.


Edited at 2013-02-25 07:28 am (UTC)
2_travellers
Feb. 25th, 2013 07:28 am (UTC)
согласна с оратором этим и предыдущим и последующим - разделение проектов - надо смотреть комплексно!

Edited at 2013-02-25 07:45 am (UTC)

Profile

petrov_v_n
petrov_v_n

Latest Month

January 2014
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow